ГЛАГОЛЫ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В РУССКОМ И УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКАХ

Authors

  • Bobur Riskiev Nordic International University

Keywords:

компонент, значение, глагол, субъект, объект, формула, перемещение, выражение

Abstract

В данной работе проведен компонентный анализ глаголов субъектно-объектного перемещения в русском и узбекском языках. Основное внимание уделено структуре значения глаголов, включающей компоненты, отражающие поступательное движение, интенсивность, направленность, способ и характер перемещения субъекта и объекта. Исследование демонстрирует, что лексико-семантические особенности глаголов субъектно-объектного перемещения в двух языках значительно различаются, однако их объединяет общее инвариантное значение – движение субъектной и объектной субстанций. Работа показывает сложность семантической структуры таких глаголов, возникающую из-за интеграции каузативных и интенсиональных компонентов. Обсуждаются дифференциальные признаки, такие как характер движения (активно/пассивно), способ перемещения (с использованием или без использования транспорта) и интенсивность. Исследование подчеркивает, что в русском языке глаголы субъектно-объектного перемещения часто обозначают движения с дополнительными семантическими характеристиками (например, «волоком», «внутрь», «наружу»), в то время как в узбекском языке этому соответствует более простая структура значений. Работа также включает анализ ядерных глаголов и их производных форм в обеих языковых системах, что позволяет выделить ключевые особенности каждого языка.

References

Бондарко А.В. Понятийные категории и языковые семантические функции в грамматике. // Универсалии и типологические исследования. М. 1974. С. 59

Забытов Н.П. Семантика предложений с глаголами движения // Семантическая интерпретация простого предложения. Иркутск, 1983. С. 49.

Энциклопедический словарь. Т.2. М., 1963.

Клеопатрова Л.Ф. Компонентный анализ глаголов отделения. // Классы слов и их взаимодействие. Свердловск. 1979. С. 44.

Кузнецова Э.В. Ступенчатая идентификация как средство описания, семантических связей слов. // Вопросы металингвистики. Л. 1973. С. 85.

Ибрагимова Б.Л. Лексико-семантический класс глаголов перемещения в современном русском языке. // Исследования по семантике. Уфа. 1980. С. 58. 7. Гак В.Г. Сопоставительная типология французского и русского языка. М. 1989. С. 219.

Odilova, D., & Shodmonov, R. (2024). EAST ASIA COUNTURIES LANGUAGES AND CULTURES. Nordic_Press, 3(0003).

Nabiyeva, N., & Shodmonov, R. (2024). TIL O’QITISH USULLARI; O’RGANILAYOTGAN TILLARNI O’QITISH UCHUN QO’LLANILADIGAN USULLAR, TIL O’RGANISHNING FOYDALI TOMONLARI. Nordic_Press, 3(0003).

Xamidullayeva, M., & Shodmonov, R. (2024). MAXSUS PEDAGOGIKA VA UNING BOLIMLARI. Nordic_Press, 3(0003).

Junaydullaxonova, M., & Shodmonov, R. (2024). KITOBXONLIK VA UNING MOHIYATINI ANGLASH. Nordic_Press, 3(0003).

Norimbatov, D. (2024). IELTS AND TOEFL: SIMILARITIES AND DIFFERENCES SIDES. Nordic_Press, 3(0003).

Maxmudaliyeva, M., & Shodmonov, R. (2024). XALQARO GRANTLAR YUTISH VA ULARNING AHAMIYATI. Nordic_Press, 3(0003).

Рискиев, Б. Б. (2024). ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УЗБЕКСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ. International Journal of Education, Social Science & Humanities, 12(11), 451-457.

Рискиев, Б. Б. (2024). СПЕЦИФИКА ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФИНИТИВА. PROSPECTS AND MAIN TRENDS IN MODERN SCIENCE, 1(11), 82-84.

Рискиев, Б. Б. (2022). Репезентативность речевых актов в конституировании коммуникативных фраз. Евразийский журнал социальных наук, философии и культуры, 2(2), 130-135.

Ganijanovna, N. N. (2024). Impact of Self-Assessment on Professional Activities During Student Life. Miasto Przyszłości, 49, 298-299.

To'qliyev, A. (2024). INKLYUZIV IQTISODIY RIVOJLANGAN MAMLAKATLARDA ISHCHI KUCHI MIGRATSIYASI. Nordic_Press, 1(0001).

Bekjonaliyevna, N. R. (2023). MAKTABGACHA VA BOSHLANG’ICH TA’LIM UZVIYLIGINI TAMINLASH MEXANIZMINI RIVOJLANTIRISH. Science and innovation, 2(Special Issue 14), 616-619.

Ganiyeva, B. I. (2023). RIVOJLANGAN XORIJ MAMLAKATLARIDA MUSIQA ASARLARI ELEKTRON KUTUBXONALARINI YARATISH TAJRIBASI. Экономика и социум, (4-2 (107)), 75-78.

Joldasheva, A., & Yuldasheva, N. (2020). FACTORS EFFECT ON CREATIVE THINKING OF PRESCHOOLERS. In Психологическое здоровье населения как важный фактор обеспечения процветания общества (pp. 372-376).

ISAKOVA, M. T. L., & YULDASHEVA, N. S. Z. Q. TAQLID-BILISHNING BOSHLANISHI SIFATIDA. PSIXOLOGIYA Учредители: Бухарский государственный университет, (4), 29-31.

MUXTIMOVNA, M. N. (2023). BOSHLANG'ICH SINFLARDA SAVOD O'RGATISH DAVRIDA O'QUVCHILARNING NUTQINI O'STIRISH. Лучшие интеллектуальные исследования, 11(5), 227-232.

Muxtimovna, M. N. (2022). KLASTERLI YONDASHUV ASOSIDA BOSHLANG'ICH SINF O'QITUVCHILARINI KASBIY KOMPENENTLIGINI TAKOMILLASHTIRISH. Journal of new century innovations, 15(3), 229-235.

XALIKOVA, D. LINGUISTIC STUDY OF SECONDARY NOMINATIVE UNITS. LTEACHIN ANGUAGE, 95.

Baxromova, G. D. Q. (2022). Eshitishida muammolari bo’lgan o’quvchilarga o’nli kasrlarni o’qitish texnologiyasi. Science and Education, 3(5), 772-777.

Qosimjonovna, R. M., & Karimbayevna, E. M. (2023). MAKTABGACHA TA’LIM TASHKILOTLARIDA PSIXOLOGIK XIZMATNI TASHKIL ETISHNING ZAMONAVIY USULLARI. Science and innovation, 2(Special Issue 14), 650-653.

Nurbibi, N., Dildora, D., & Zamira, N. (2024). HOW COLLABORATIVE ASSESSMENT CAN ELEVATE READING AND WRITING INSTRUCTION. Modern education and development, 13(3), 404-408.

G'ofurov, I. (2024). ZAMONAVIY SHAROITDA MAMLAKATLARNING ENERGETIKA SIYOSATI. Nordic_Press, 1(0001).

Shukhratova, M. (2024). Extrinsic and intrinsic motivation in second language acquisition. Nordic_Press, 2(0002).

Yusupova, X. (2024). Trends in the Development of Primary Education in Uzbekistan during the Years of Independence. Modern Science and Research, 3(1), 1-2.

Tursunovna, A. K., Kizi, J. M. A., & Hasanovna, S. Z. (2022). USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LABOR EDUCATION AND REQUIREMENTS FOR THEIR DEVELOPMENT. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(03), 101-107.

Nematullayevna, I. U. (2024). TA’LIM MUASSASASINI BOSHQARISHDA NIZOLARNI ANIQLASH VA ULARNI HAL QILISH USULLARI. Science and innovation, 3(Special Issue 18), 836-840.

Abdulhoshim o‘g‘li, Y. S. O ‘ZBEKISTON TA'LIM TIZIMIDA MUSTAQIL TA'LIMNI TASHKIL ETISHDA XORIJIY TAJRIBALAR.

Yuldash, T. (2023). ZULFIYANI ESLAB. Scientific Impulse, 1(7), 737-739.

Tashpulatova, M. R. (2024). MAVZU: RIVOJLANGAN XORIJIY MAMLAKATLARIDA PEDAGOG KADRLAR TAYYORLASH MASALALARINING QIYOSIY TAHLILI. Science and innovation, 3(Special Issue 16), 147-150.

Sodoot, X. Z., & Jo’rayevna, N. D. (2023). NAVOIYGA SAYOHAT. Scientific Impulse, 1(6), 1089-1091.

Baxtiyorjon o’g’li, Y. B. (2024). MАKTАB TАSHKILОTLАRINI BОSHQАRISHDА DIREKTОR О’RINBОSАRLАRNING KАSBIY MА’NАVIYАTINI YUKSALTIRISH. SO ‘NGI ILMIY TADQIQOTLAR NAZARIYASI, 7(6), 121-126.

Urazova, N. X. (2023). UMUMTA’LIM MAKTAB DIREKTOR O ‘RINBOSARLARI FAOLIYATI SAMARADORLIGINI OSHIRISH MASALALARI. RESEARCH AND EDUCATION, 2(12), 236-239.

Talatovna, T. S. (2024). IJODKORLIK PEDAGOGIKASI ASOSIDA KASBIY ETIKET VA PROFESSIONAL MULOQOTNI O’RGATISHNING AHAMIYATI. Science and innovation, 3(Special Issue 16), 507-513.

Qosimova, D. Z. (2023). TAʼLIM MUASSASASI RAHBARLARINING BOSHQARUV KOMPETENSIYASINI RIVOJLANTIRISH. Ilm-fan va ta'lim, 1(15).

Talipova, M. (2024). ANALYSIS OF THE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MEDICAL TOURISM IN UZBEKISTAN AND ITS SITUATION. Science and innovation, 3(A3), 83-89.

Хурсаналиев, Б., & Аширалиев, Р. (2024). КИЧИК БИЗНEСДА МАҲСУЛОТ ВА СEРВИСЛАР РEКЛАМАСИДА ИЖТИМОИЙ ТАРМОҚЛАРДАН ФОЙДАЛАНИШ. Kokand University Research Base.

Qizi, M. X. Q. (2021). MAKTAB O’QUVCHILARIDA AGRESSIV XULQ-ATVORNING NAMOYON BO’LISHI VA UNI BARTARAF ETISH MEXANIZMLARI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(2), 218-221.

Bobur, A. (2024). TA’LIM TIZIMIDA KELAJAK AVLOD YOSHLAR TARBIYASINING AHAMIYATI. Scientific Impulse, 2(21), 715-719.

Tolkunovna, A. V. (2024). BASED ON THE EDUCATIONAL PRACTICE 4+ 2 PROGRAM IN THE TRAINING OF FUTURE PRIMARY EDUCATION TEACHERS. Science and innovation, 3(B2), 310-314.

To’Xtasinovna, A. H. (2023). ADVANCED FOREIGN METHODOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE IN THE MANAGEMENT OF INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION. Science and innovation, 2(Special Issue 14), 133-138.

Jabborova, R. (2024). METHODS AND TASKS OF DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS IN PRIMARY EDUCATION TEACHERS. Science and innovation, 3(B2), 157-163.

Musayeva, L. (2024). THE ROLE OF THE WORKS OF OUR ANCESTORS IN TEACHING THE SCIENCE OF EDUCATION IN PRIMARY EDUCATION. Science and innovation, 3(B2), 144-149.

Raxmonberdiyevna, D. L. (2023). Pedagogning kreativ (ijodkorlik) sifatlari. Yangi O'zbekiston taraqqiyotida tadqiqotlarni o'rni va rivojlanish omillari, 1(1), 179-185.

Aliakbarova, R. M. (2023). «INTERNATIONAL LEGAL SIGNIFICANCE OF THE SAMARKAND SUMMIT OF THE HEADS OF STATE OF THE SHANGHAI COOPERATION. Conferencea, 79-82.

Adkhamovich, T. S., Alisher, R. O., & Azamkulovich, N. D. (2023). FINLAND’S EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN'S EDUCATION SYSTEM. Science and innovation, 2(Special Issue 14), 36-39.

Abdurasulova, A. (2024). TEXNOLOGIYA FANI O’QITUVCHILARINI O’QITISHDA MUSTAQIL TA’LIMNI RIVOJLANTIRISHNING O’RNI VA AHAMIYATI. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования, 3(6), 31-33.

Zokirova, S. O. T. Q. (2021). KAMOLIDDIN BEHZOD BUYUK MUSAVVIR. Scientific progress, 2(1), 844-850.

qizi Ataboyeva, M. A., Nazarov, T. L., & Nurmatova, I. (2023). PEDAGOGIK TEXNOLOGIYA TURLARI. Educational Research in Universal Sciences, 2(13), 373-377.

Madina, N. (2024). IJODKORLIK PEDAGOGIKASI ASOSIDA MAKTABGACHA TA’LIM MUASSASALARIDA TA’LIM-TARBIYA SIFATINI OSHIRISH MASALALARI. Science and innovation, 3(Special Issue 16), 463-465.

Abdujabborov, S. (2024). The Nagorno-Karabakh conflict and foreign mediation to resolve and reduce critical situation. Nordic_Press, 2(0002).

Xoldarova, I., & Mamatisayeva, D. (2023). NODAVLAT TA’LIM MUASSASALARI FAOLIYATINI SAMARADORLIGINI OSHIRISHDA INNOVATSION USULLARDAN VA INTERFAOL METODLARDAN FOYDALANISH. Евразийский журнал технологий и инноваций, 1(6 Part 3), 89-95.

Atabekovna, D. M. (2023). IMPROVING THE PEDOGIC POSSIBILITIES OF EDUCATING STUDENTS IN THE SPIRIT OF PATRIOTISM. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 11(12), 1588-1590.

Sabirova, Y. (2024). DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING ABILITY OF PRIMARY CLASS PUPILS BASED ON INTERACTIVE METHODS. Science and innovation, 3(B2), 572-575.

Isakova, M. (2024). TALABALARNING RAQAMLI TEXNOLOGIYALAR ORQALI TIL KO’NIKMALARINI RIVOJLANTIRISHNING METODIK ASOSLARI (2-sho'ba). Nordic_Press, 4(0004).

Sultoni, G. (2024). THE THEORY OF ECONOMIC CRISES, ITS EMERGENCE AND DEVELOPMENT. Nordic_Press, 3(0003).

Suleymanova, S. (2024). THE ROLE OF TOURISM IN INCREASING TEXTILE EXPORTS. Nordic_Press, 3(0003).

Qizi, A. I. I. (2023). Prospects for Improvement of Statistical Observations Involving Promising Technologies. International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding, 10(4), 278-286.

Vasila, A. (2024). BO ‘LAJAK BOSHLANG ‘ICH SINF O ‘QITUVCHILARINI TAYYORLASHDA O ‘QUV AMALIYOTLARINI TASHKIL ETISHNING ZAMONAVIY TEXNOLOGIYALARI. Innovations in Technology and Science Education, 3(22), 19-32.

Sulaymonova, N. A. Q., Sayfuddinova, S. S. Q., Ro’Zimatova, Z. I. Q., Valiyeva, L. S. Q., & Asiljonova, S. D. (2022). BADIIY TARJIMADA MILLIY KOLORIT VA UNI SAQLASH JARAYONIDAGI MUOMMOLARNING TAHLILIY NATIJALARI. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 2(5), 242-246.

Tojiboyeva, D. (2022). PERIFRAZALARNING “MEHROBDAN CHAYON” ROMANIDAGI O ‘RNI. BARQARORLIK VA YETAKCHI TADQIQOTLAR ONLAYN ILMIY JURNALI, 2(12), 633-635.

Iminov, D. (2024). MARKAZIY OSIYO MINTAQASIDA TRANSCHEGARAVIY SUV RESURSLARIDAN FOYDALANISHNI XALQARO HUQUQIY TARTIBGA SOLISH MASALALARI. Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences, 3(2), 11-17.

Maksudov, M. (2024). THE ROLE OF CYBERSECURITY AND DATA PRIVACY IN UZBEKISTAN: SAFEGUARDING DIGITAL LANDSCAPES IN THE 21ST CENTURY. Publishing House “Baltija Publishing”.

Karimova, M. (2019). Verbalization of the concept “love” by phraseological units and proverbs. Think India Journal, 22(14), 10939-10945.

Published

2024-12-08