ГЛАГОЛЫ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В РУССКОМ И УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКАХ
Keywords:
компонент, значение, глагол, субъект, объект, формула, перемещение, выражениеAbstract
В данной работе проведен компонентный анализ глаголов субъектно-объектного перемещения в русском и узбекском языках. Основное внимание уделено структуре значения глаголов, включающей компоненты, отражающие поступательное движение, интенсивность, направленность, способ и характер перемещения субъекта и объекта. Исследование демонстрирует, что лексико-семантические особенности глаголов субъектно-объектного перемещения в двух языках значительно различаются, однако их объединяет общее инвариантное значение – движение субъектной и объектной субстанций. Работа показывает сложность семантической структуры таких глаголов, возникающую из-за интеграции каузативных и интенсиональных компонентов. Обсуждаются дифференциальные признаки, такие как характер движения (активно/пассивно), способ перемещения (с использованием или без использования транспорта) и интенсивность. Исследование подчеркивает, что в русском языке глаголы субъектно-объектного перемещения часто обозначают движения с дополнительными семантическими характеристиками (например, «волоком», «внутрь», «наружу»), в то время как в узбекском языке этому соответствует более простая структура значений. Работа также включает анализ ядерных глаголов и их производных форм в обеих языковых системах, что позволяет выделить ключевые особенности каждого языка.
References
Бондарко А.В. Понятийные категории и языковые семантические функции в грамматике. // Универсалии и типологические исследования. М. 1974. С. 59
Забытов Н.П. Семантика предложений с глаголами движения // Семантическая интерпретация простого предложения. Иркутск, 1983. С. 49.
Энциклопедический словарь. Т.2. М., 1963.
Клеопатрова Л.Ф. Компонентный анализ глаголов отделения. // Классы слов и их взаимодействие. Свердловск. 1979. С. 44.
Кузнецова Э.В. Ступенчатая идентификация как средство описания, семантических связей слов. // Вопросы металингвистики. Л. 1973. С. 85.
Ибрагимова Б.Л. Лексико-семантический класс глаголов перемещения в современном русском языке. // Исследования по семантике. Уфа. 1980. С. 58. 7. Гак В.Г. Сопоставительная типология французского и русского языка. М. 1989. С. 219.
Odilova, D., & Shodmonov, R. (2024). EAST ASIA COUNTURIES LANGUAGES AND CULTURES. Nordic_Press, 3(0003).
Nabiyeva, N., & Shodmonov, R. (2024). TIL O’QITISH USULLARI; O’RGANILAYOTGAN TILLARNI O’QITISH UCHUN QO’LLANILADIGAN USULLAR, TIL O’RGANISHNING FOYDALI TOMONLARI. Nordic_Press, 3(0003).
Xamidullayeva, M., & Shodmonov, R. (2024). MAXSUS PEDAGOGIKA VA UNING BOLIMLARI. Nordic_Press, 3(0003).
Junaydullaxonova, M., & Shodmonov, R. (2024). KITOBXONLIK VA UNING MOHIYATINI ANGLASH. Nordic_Press, 3(0003).
Norimbatov, D. (2024). IELTS AND TOEFL: SIMILARITIES AND DIFFERENCES SIDES. Nordic_Press, 3(0003).
Maxmudaliyeva, M., & Shodmonov, R. (2024). XALQARO GRANTLAR YUTISH VA ULARNING AHAMIYATI. Nordic_Press, 3(0003).
Рискиев, Б. Б. (2024). ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УЗБЕКСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ. International Journal of Education, Social Science & Humanities, 12(11), 451-457.
Рискиев, Б. Б. (2024). СПЕЦИФИКА ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФИНИТИВА. PROSPECTS AND MAIN TRENDS IN MODERN SCIENCE, 1(11), 82-84.
Рискиев, Б. Б. (2022). Репезентативность речевых актов в конституировании коммуникативных фраз. Евразийский журнал социальных наук, философии и культуры, 2(2), 130-135.
Ganijanovna, N. N. (2024). Impact of Self-Assessment on Professional Activities During Student Life. Miasto Przyszłości, 49, 298-299.
To'qliyev, A. (2024). INKLYUZIV IQTISODIY RIVOJLANGAN MAMLAKATLARDA ISHCHI KUCHI MIGRATSIYASI. Nordic_Press, 1(0001).
Bekjonaliyevna, N. R. (2023). MAKTABGACHA VA BOSHLANG’ICH TA’LIM UZVIYLIGINI TAMINLASH MEXANIZMINI RIVOJLANTIRISH. Science and innovation, 2(Special Issue 14), 616-619.
Ganiyeva, B. I. (2023). RIVOJLANGAN XORIJ MAMLAKATLARIDA MUSIQA ASARLARI ELEKTRON KUTUBXONALARINI YARATISH TAJRIBASI. Экономика и социум, (4-2 (107)), 75-78.
Joldasheva, A., & Yuldasheva, N. (2020). FACTORS EFFECT ON CREATIVE THINKING OF PRESCHOOLERS. In Психологическое здоровье населения как важный фактор обеспечения процветания общества (pp. 372-376).
ISAKOVA, M. T. L., & YULDASHEVA, N. S. Z. Q. TAQLID-BILISHNING BOSHLANISHI SIFATIDA. PSIXOLOGIYA Учредители: Бухарский государственный университет, (4), 29-31.
MUXTIMOVNA, M. N. (2023). BOSHLANG'ICH SINFLARDA SAVOD O'RGATISH DAVRIDA O'QUVCHILARNING NUTQINI O'STIRISH. Лучшие интеллектуальные исследования, 11(5), 227-232.
Muxtimovna, M. N. (2022). KLASTERLI YONDASHUV ASOSIDA BOSHLANG'ICH SINF O'QITUVCHILARINI KASBIY KOMPENENTLIGINI TAKOMILLASHTIRISH. Journal of new century innovations, 15(3), 229-235.
XALIKOVA, D. LINGUISTIC STUDY OF SECONDARY NOMINATIVE UNITS. LTEACHIN ANGUAGE, 95.
Baxromova, G. D. Q. (2022). Eshitishida muammolari bo’lgan o’quvchilarga o’nli kasrlarni o’qitish texnologiyasi. Science and Education, 3(5), 772-777.
Qosimjonovna, R. M., & Karimbayevna, E. M. (2023). MAKTABGACHA TA’LIM TASHKILOTLARIDA PSIXOLOGIK XIZMATNI TASHKIL ETISHNING ZAMONAVIY USULLARI. Science and innovation, 2(Special Issue 14), 650-653.
Nurbibi, N., Dildora, D., & Zamira, N. (2024). HOW COLLABORATIVE ASSESSMENT CAN ELEVATE READING AND WRITING INSTRUCTION. Modern education and development, 13(3), 404-408.
G'ofurov, I. (2024). ZAMONAVIY SHAROITDA MAMLAKATLARNING ENERGETIKA SIYOSATI. Nordic_Press, 1(0001).
Shukhratova, M. (2024). Extrinsic and intrinsic motivation in second language acquisition. Nordic_Press, 2(0002).
Yusupova, X. (2024). Trends in the Development of Primary Education in Uzbekistan during the Years of Independence. Modern Science and Research, 3(1), 1-2.
Tursunovna, A. K., Kizi, J. M. A., & Hasanovna, S. Z. (2022). USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LABOR EDUCATION AND REQUIREMENTS FOR THEIR DEVELOPMENT. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(03), 101-107.
Nematullayevna, I. U. (2024). TA’LIM MUASSASASINI BOSHQARISHDA NIZOLARNI ANIQLASH VA ULARNI HAL QILISH USULLARI. Science and innovation, 3(Special Issue 18), 836-840.
Abdulhoshim o‘g‘li, Y. S. O ‘ZBEKISTON TA'LIM TIZIMIDA MUSTAQIL TA'LIMNI TASHKIL ETISHDA XORIJIY TAJRIBALAR.
Yuldash, T. (2023). ZULFIYANI ESLAB. Scientific Impulse, 1(7), 737-739.
Tashpulatova, M. R. (2024). MAVZU: RIVOJLANGAN XORIJIY MAMLAKATLARIDA PEDAGOG KADRLAR TAYYORLASH MASALALARINING QIYOSIY TAHLILI. Science and innovation, 3(Special Issue 16), 147-150.
Sodoot, X. Z., & Jo’rayevna, N. D. (2023). NAVOIYGA SAYOHAT. Scientific Impulse, 1(6), 1089-1091.
Baxtiyorjon o’g’li, Y. B. (2024). MАKTАB TАSHKILОTLАRINI BОSHQАRISHDА DIREKTОR О’RINBОSАRLАRNING KАSBIY MА’NАVIYАTINI YUKSALTIRISH. SO ‘NGI ILMIY TADQIQOTLAR NAZARIYASI, 7(6), 121-126.
Urazova, N. X. (2023). UMUMTA’LIM MAKTAB DIREKTOR O ‘RINBOSARLARI FAOLIYATI SAMARADORLIGINI OSHIRISH MASALALARI. RESEARCH AND EDUCATION, 2(12), 236-239.
Talatovna, T. S. (2024). IJODKORLIK PEDAGOGIKASI ASOSIDA KASBIY ETIKET VA PROFESSIONAL MULOQOTNI O’RGATISHNING AHAMIYATI. Science and innovation, 3(Special Issue 16), 507-513.
Qosimova, D. Z. (2023). TAʼLIM MUASSASASI RAHBARLARINING BOSHQARUV KOMPETENSIYASINI RIVOJLANTIRISH. Ilm-fan va ta'lim, 1(15).
Talipova, M. (2024). ANALYSIS OF THE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MEDICAL TOURISM IN UZBEKISTAN AND ITS SITUATION. Science and innovation, 3(A3), 83-89.
Хурсаналиев, Б., & Аширалиев, Р. (2024). КИЧИК БИЗНEСДА МАҲСУЛОТ ВА СEРВИСЛАР РEКЛАМАСИДА ИЖТИМОИЙ ТАРМОҚЛАРДАН ФОЙДАЛАНИШ. Kokand University Research Base.
Qizi, M. X. Q. (2021). MAKTAB O’QUVCHILARIDA AGRESSIV XULQ-ATVORNING NAMOYON BO’LISHI VA UNI BARTARAF ETISH MEXANIZMLARI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(2), 218-221.
Bobur, A. (2024). TA’LIM TIZIMIDA KELAJAK AVLOD YOSHLAR TARBIYASINING AHAMIYATI. Scientific Impulse, 2(21), 715-719.
Tolkunovna, A. V. (2024). BASED ON THE EDUCATIONAL PRACTICE 4+ 2 PROGRAM IN THE TRAINING OF FUTURE PRIMARY EDUCATION TEACHERS. Science and innovation, 3(B2), 310-314.
To’Xtasinovna, A. H. (2023). ADVANCED FOREIGN METHODOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE IN THE MANAGEMENT OF INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION. Science and innovation, 2(Special Issue 14), 133-138.
Jabborova, R. (2024). METHODS AND TASKS OF DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS IN PRIMARY EDUCATION TEACHERS. Science and innovation, 3(B2), 157-163.
Musayeva, L. (2024). THE ROLE OF THE WORKS OF OUR ANCESTORS IN TEACHING THE SCIENCE OF EDUCATION IN PRIMARY EDUCATION. Science and innovation, 3(B2), 144-149.
Raxmonberdiyevna, D. L. (2023). Pedagogning kreativ (ijodkorlik) sifatlari. Yangi O'zbekiston taraqqiyotida tadqiqotlarni o'rni va rivojlanish omillari, 1(1), 179-185.
Aliakbarova, R. M. (2023). «INTERNATIONAL LEGAL SIGNIFICANCE OF THE SAMARKAND SUMMIT OF THE HEADS OF STATE OF THE SHANGHAI COOPERATION. Conferencea, 79-82.
Adkhamovich, T. S., Alisher, R. O., & Azamkulovich, N. D. (2023). FINLAND’S EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN'S EDUCATION SYSTEM. Science and innovation, 2(Special Issue 14), 36-39.
Abdurasulova, A. (2024). TEXNOLOGIYA FANI O’QITUVCHILARINI O’QITISHDA MUSTAQIL TA’LIMNI RIVOJLANTIRISHNING O’RNI VA AHAMIYATI. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования, 3(6), 31-33.
Zokirova, S. O. T. Q. (2021). KAMOLIDDIN BEHZOD BUYUK MUSAVVIR. Scientific progress, 2(1), 844-850.
qizi Ataboyeva, M. A., Nazarov, T. L., & Nurmatova, I. (2023). PEDAGOGIK TEXNOLOGIYA TURLARI. Educational Research in Universal Sciences, 2(13), 373-377.
Madina, N. (2024). IJODKORLIK PEDAGOGIKASI ASOSIDA MAKTABGACHA TA’LIM MUASSASALARIDA TA’LIM-TARBIYA SIFATINI OSHIRISH MASALALARI. Science and innovation, 3(Special Issue 16), 463-465.
Abdujabborov, S. (2024). The Nagorno-Karabakh conflict and foreign mediation to resolve and reduce critical situation. Nordic_Press, 2(0002).
Xoldarova, I., & Mamatisayeva, D. (2023). NODAVLAT TA’LIM MUASSASALARI FAOLIYATINI SAMARADORLIGINI OSHIRISHDA INNOVATSION USULLARDAN VA INTERFAOL METODLARDAN FOYDALANISH. Евразийский журнал технологий и инноваций, 1(6 Part 3), 89-95.
Atabekovna, D. M. (2023). IMPROVING THE PEDOGIC POSSIBILITIES OF EDUCATING STUDENTS IN THE SPIRIT OF PATRIOTISM. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 11(12), 1588-1590.
Sabirova, Y. (2024). DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING ABILITY OF PRIMARY CLASS PUPILS BASED ON INTERACTIVE METHODS. Science and innovation, 3(B2), 572-575.
Isakova, M. (2024). TALABALARNING RAQAMLI TEXNOLOGIYALAR ORQALI TIL KO’NIKMALARINI RIVOJLANTIRISHNING METODIK ASOSLARI (2-sho'ba). Nordic_Press, 4(0004).
Sultoni, G. (2024). THE THEORY OF ECONOMIC CRISES, ITS EMERGENCE AND DEVELOPMENT. Nordic_Press, 3(0003).
Suleymanova, S. (2024). THE ROLE OF TOURISM IN INCREASING TEXTILE EXPORTS. Nordic_Press, 3(0003).
Qizi, A. I. I. (2023). Prospects for Improvement of Statistical Observations Involving Promising Technologies. International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding, 10(4), 278-286.
Vasila, A. (2024). BO ‘LAJAK BOSHLANG ‘ICH SINF O ‘QITUVCHILARINI TAYYORLASHDA O ‘QUV AMALIYOTLARINI TASHKIL ETISHNING ZAMONAVIY TEXNOLOGIYALARI. Innovations in Technology and Science Education, 3(22), 19-32.
Sulaymonova, N. A. Q., Sayfuddinova, S. S. Q., Ro’Zimatova, Z. I. Q., Valiyeva, L. S. Q., & Asiljonova, S. D. (2022). BADIIY TARJIMADA MILLIY KOLORIT VA UNI SAQLASH JARAYONIDAGI MUOMMOLARNING TAHLILIY NATIJALARI. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 2(5), 242-246.
Tojiboyeva, D. (2022). PERIFRAZALARNING “MEHROBDAN CHAYON” ROMANIDAGI O ‘RNI. BARQARORLIK VA YETAKCHI TADQIQOTLAR ONLAYN ILMIY JURNALI, 2(12), 633-635.
Iminov, D. (2024). MARKAZIY OSIYO MINTAQASIDA TRANSCHEGARAVIY SUV RESURSLARIDAN FOYDALANISHNI XALQARO HUQUQIY TARTIBGA SOLISH MASALALARI. Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences, 3(2), 11-17.
Maksudov, M. (2024). THE ROLE OF CYBERSECURITY AND DATA PRIVACY IN UZBEKISTAN: SAFEGUARDING DIGITAL LANDSCAPES IN THE 21ST CENTURY. Publishing House “Baltija Publishing”.
Karimova, M. (2019). Verbalization of the concept “love” by phraseological units and proverbs. Think India Journal, 22(14), 10939-10945.
Downloads
Published
Issue
Section
License
Copyright (c) 2024 Bobur Riskiev
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
Litsenziya shartlari
Bu ish Creative Commons Attribution-NoCommercial 4.0 xalqaro litsenziyasi ostida litsenziyalangan. Ushbu litsenziya nusxasini koʻrish uchun http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ saytiga tashrif buyuring yoki Creative Commons, PO Box 1866, Mountain View, CA 94042, AQShga xat yuboring.
Ushbu litsenziyaga muvofiq, siz:
Ulashish — materialni istalgan vosita yoki formatda nusxalash va qayta tarqatish
Moslashtiring - remiks qiling, o'zgartiring va materialga asoslang
Litsenziya shartlariga rioya qilgan holda litsenziar ushbu erkinliklarni bekor qila olmaydi. Quyidagi shartlar asosida:
Atribut - Siz tegishli kredit berishingiz, litsenziyaga havolani taqdim etishingiz va o'zgartirishlar kiritilganligini ko'rsatishingiz kerak. Siz buni har qanday oqilona yo'l bilan qilishingiz mumkin, lekin litsenziar sizni yoki sizning foydalanishingizni ma'qullashini taklif qiladigan tarzda emas.
Notijorat - Siz materialdan tijorat maqsadlarida foydalana olmaysiz.
Hech qanday qo'shimcha cheklovlar yo'q - Siz boshqalarga litsenziya ruxsat bergan har qanday harakatni qonuniy ravishda cheklaydigan qonuniy shartlar yoki texnologik choralarni qo'llay olmaysiz.